ВЕЛИКИЙ ПОСТ - ДУХОВНАЯ ВЕСНА ХРИСТИАН Печать E-mail

Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти (33 псалом)

Удержи язык твой от зла,
и устне твои, еже не глаголати льсти (33 псалом).

Великий пост часто называют весной для души. И это действительно так, однако духовная весна никогда не приходит сама по себе. Мы, православные христиане, призваны к единству с Господом Иисусом Христом, и большой помощник в этом деле – Великий пост, или, как его ещё называют, Святая Четыредесятница. Церковь благословляет христиан освободить себя от привычной еды, развлечений, удовольствий и инстинктов, рабами которых мы становимся. Время поста – это время активной работы над собой, время совершенствования человека в его уподоблении Богу. Время поста – это пора, максимально  дающая каждому христианину выполнить свой сыновний долг перед Господом: взять свой Крест и следовать за Христом, несмотря на лень, усталость и прочие «оправдания».  Как бы трудны ни были препятствия, которые создает современная жизнь, ничто не может сделать пост невозможным для нас. Если мы будем исполнять только то, что легко и удобно, то само понятие веры станет совершенно бессмысленным.

Нужно понимать, что пост - не совокупность жестких формальных предписаний, которые превосходят всякие человеческие возможности. Он установлен для того, чтобы каждый мог в меру своего духовного и физического состояния получить пользу для своей души. Главное – чтобы, постясь, вы чувствовали, что превозмогаете своё естество, своего «ветхого человека», хотя бы чуть–чуть. Если какие-то постные продукты вам очень нравятся, то и в них себя следует ограничивать. И, конечно, всё надо делать в меру, соблюдая «царский путь» - золотую середину во всех отношениях. Если человек утесняет себя сверх меры, то это срабатывает как сжатая пружина. Кто-то начинает объедаться после Пасхи, кто-то, слишком ревностно приступив к посту, вдруг бросает, не выдержав. Каждый должен соблюдать этот пост в меру своих сил и возможностей, ограничивать себя от всего греховного. Надо честно оценить свои духовные и физические возможности и действовать в соответствии с ними. Серьёзное отношение к посту означает, прежде всего, то, что мы отнесемся к нему на самом глубоком уровне нашего сознания – воспримем его как духовный призыв, требующий ответа, усилия и постоянства. Большую ошибку делают те, кто сводит цель поста к воздержанию от скоромной (непостной) пищи. У таких людей Великий пост превращается в диету ради «галочки» в никому не нужном «отчёте». Без воздержания духовного невозможно воздержание внешнее, равно и наоборот. Фарисейское (т. е. не ради Бога, а только для вида делаемое) пощение обессмысливает пост, напротив, человек, который постится только ради Христа и своего ближнего, видит свои бесчисленные грехи, такой человек обогащает себя духовно, становится ближе к Богу и Его святым.

Замечательно, что Великий пост – это и наша десятина (десятая часть года), определенная Христом Спасителем для отрешения человека от житейской суеты и праздности, благословлённая нам для особого служения Богу и ближнему и спасению собственной души. Таким образом, Великий пост был дан всем людям Самим Богом, передан нам как драгоценная жемчужина святыми апостолами, которые укоренили благое время поста для всей Церкви. «Бог дал эти святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться в грехах своих, - говорит авва Дорофей, -  он очистился от грехов, которые сделал в продолжение всего года». – «Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, ограничивая себя в еде, поститься нам и языком. Также нужно поститься и глазами, т.е. не смотреть на плохие и нескромные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно. Также и руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела». Постясь таким образом, как говорит св. Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения (Пасхи), сделавшись новыми, чистыми и достойными причащения Святых Христовых Таин.

Время поста наиболее благоприятно и для обогащения умственного внутреннего мiра. Душа открывается, смягчается, и чтение духовных книг в это время становится особенно благотворным.

 Пост не означает уныния, пост – это труд, но труд радостный для души и полезный. И если мы проведём его согласно со своей совестью, в мире с ближними, то это принесет нам большую пользу для спасения души.

В заключение можно добавить, что Великий пост начинается с прощения взаимных обид по слову Христа Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея, 6: 14). Поэтому последнее воскресенье перед Великим постом наши предки назвали прощёным воскресеньем, вечером которого в церквях совершается трогательный обряд прощения. Примирение друг с другом – первый шаг на пути к взаимному исцелению и очищению, и голос совести неизменно приводит к желанию простить. И в этом ясно ощущается первое веяние духовной весны в человеческом сердце.