РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Печать E-mail

Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти (33 псалом)

Тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней:  из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение,  и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

По-русски: Рождество Твоё,  Богородица Дева, радость принесло всей вселенной: из Тебя воссияло Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, дал благословение, и  упразднив смерть, подарил нам жизнь вечную.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Дева, приуготованная от века Божественным промыслом послужить тайне воплощения Бога — явиться Матерью Спасителя мира. Пресвятая Дева Мария появилась на свет в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Её были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона, брата пророка Моисея. Супруги были бездетны, однако, достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твёрдо веря, что Богу всё возможно и Он может разрешить неплодство Анны даже в её старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлёт Господь. Бесчадие считалось у еврейского народа наказанием за грехи, поэтому праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким, будучи уже семидесятилетним, принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным ввиду его бесчадия. Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами сорок дней молился Господу о даровании дитяти. Анна, узнав о произошедшем в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принёс им радостную весть: молитвы услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева была названа Марией, ибо так назвал её ангел, предвозвестивший родителям о рождении дочери. «Мария» в переводе с еврейского означает «Госпожа». По словам святого Иоанна Дамаскина, сделавшись Матерью Творца, Дева Мария действительно стала Госпожею всех тварей. Пресвятая Мария своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».

В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник. Указания на него можно найти уже в IV веке, когда равноапостольная Елена построила храм в честь Рождества Матери Божией, а также у святого Иоанна Златоуста, святых Прокла, Епифания и Августина. В V веке о праздновании Рождества Богородицы упоминают святой Григорий Двоеслов и Стефан Святоградский, в VII веке — святой Андрей Критский и Сергий, патриарх Константинопольский. Они прославили событие Рождества Богородицы многими песнопениями, коими и ныне Церковь воспевает пришедшую в мир Пресвятую Деву. Так, с древних времён «язык всех православных похваляет и славит пречистое рождество Марии Богоневесты!»

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы — двунадесятый, вселенский, сообразно важности события. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.

Рождество Пресвятой Богородицы — начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

Самое важное, что нужно отметить, говоря о Рождестве Пресвятой Богородицы, — то, что Дева Мария была человеком, рождённым земными родителями. Она на собственном опыте познала все человеческие радости и беды, все скорби, связанные с пребыванием души в бренной плоти. А позже, выстрадав с Сыном все муки Его крестного пути, достигла таких духовных высот, что стала превыше не только всех святых, но даже и сил небесных — серафимов и херувимов. И вот уже две тысячи лет Она подаёт помощь всему множеству обращающихся к Ней христиан одновременно, словно всеобщая Мать, любящая особо каждого из своих детей. Пресвятая Богородица, спаси нас!