Воздвижение честного и животворящего креста господня Печать E-mail

Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти (33 псалом)

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя,  и благослови достояние Твое, 
победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – это праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящён.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства во время правления Константина Великого (IV век), построившего на месте Голгофы и гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало внимание христианских богомольцев, но в начале II века император Адриан, враждебно относившийся как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих религий.

Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, сравнял Голгофский холм, засыпал пещеру святого гроба и построил там храм Венеры. Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. “Снимали пласт за пластом – пишет современник событий, христианский историк Евсевий, – и вдруг глубоко в земле, вне всяких ожиданий, оказалась пустота, а потом – честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения”. Это была пещера гроба Господня. Император предоставил иерусалимскому епископу Макарию средства для сооружения над пещерой храма. Спустя некоторое время Палестину посетила мать императора Константина, Елена. Евсевий не сообщает о том, что ей удалось найти настоящий Крест Христов. Но во второй половине IV века эта реликвия уже почиталась в Иерусалиме. Святой Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно свидетельства Иоанна Златоуста признаком, по которому узнали что это именно Крест Господний, была надпись на нём. Как только царица Елена прибыла в Иерусалим, по её указанию были продолжены раскопки на том месте, где пострадал Христос. Но вот из земли были извлечены несколько крестов и та самая табличка с надписью, которая находилась на Кресте Иисуса Христа. Не было возможности определить с достоверностью, который из найденных крестов был подлинным - тем, на котором пострадал Сам Господь. Узнан и определён был Крест благодаря совершившемуся при нём чуду. По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и чтобы испытать крест, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным Крестом Христовым, вырытые из земли кресты были приложены к покойнику. Когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения Креста.

В том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. В соответствии с иудейским обычаем орудия смертной казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Известно, что благолепное тело Спасителя было предано погребению в новом гробе, предоставленном для этого учеником Господа, а Крест Христов был захоронен рядом с телами двух разбойников.

Почитание Честного (то есть драгоценного) Креста имеет большое общехристианское значение. В честь обретённой святыни и был установлен праздник Крестовоздвижения. Радость царицы Елены была великой. Церковь говорит об этой радости во время совершения таинства венчания. Священник в молитве о новобрачных обращается к Богу и просит Его: «Да сойдёт на них радость, которую имела святая Елена, когда обрела Крест Христов».

Радовался тогда, радуется и ныне весь мир христианский, вспоминая события обретения и воздвижения Креста Христова. Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Её Успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящён в 335 году. На следующий день после освящения, 27 сентября (14 сентября - по церковному календарю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Господь по Своей свободной воле отдал Себя на смерть, чтобы другие могли жить вечной жизнью, жить с Богом. Христос добровольно отдал Свою жизнь, перенеся весь ужас оставленности, предательства и мучения, ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему дорог, Им возлюблен. Мы отдаляемся от Бога своими грехами, себялюбием, маловерием. Поэтому для спасения каждого из нас Он вновь претерпел бы весь ужас крестного умирания, как сказал Спаситель в чудесном видении апостолу Петру при его бегстве из Рима. И поэтому Крест является образом любви Христа к нам, Его последователям, и в тоже время знаком нашей ответной любви, преданности и верности Спасителю, которая испытывается не словами, а полной отдачей Богу всей нашей жизни, крестной жертвенной любовью, которая может даровать жизнь другим. Мы покланяемся Кресту, который для нас означает победу над злом и смертью. Вот почему мы должны с особым благоговением осенять себя крестным знамением, так как это знак, перед которым трепещут все темные силы, побежденные оружием Креста.