Рождество Христово Печать E-mail

 

Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти (33 псалом)

Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Богородицы в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира – Иисус Христос.

Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий.

Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама, без посторонней помощи, «повила Его и положила в яслях» (Лк. 2: 7). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтесь, ибо благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Родился для вас сейчас Спаситель, Христос Господь, во граде Давидове» (Лк. 2: 10–11), и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до образа раба Господу. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена перед истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в пещеру, где был Младенец, волхвы «пали ниц перед Ним, и принесли Ему дары: золото, и ладан, и смирну» (Мф. 2: 11).

Христос принес нам примирение с Богом-Творцом не только словом, уча нас истинной любви, истинному служению Ему, но и делом, принеся Себя в искупительную жертву за грехи всего человеческого рода. Как учит святой апостол Иоанн Богослов: «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11).

Без любви никто не войдет в Царствие Небесное. Христианская любовь есть главная заповедь Божия. У человека, любящего Бога и брата своего, поистине мир с собственной совестью и мир с Богом, и вокруг себя он утверждает мир. «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Около двух тысяч лет назад звездной ночью Божественная любовь вошла в мир в образе новорожденного Младенца с надеждой на ответную любовь всех людей. Бог есть любовь и свет, и нет в нем никакой тьмы и лжи. Мир же полон страданиями, страхом, горечью и злобой. И вот в вифлеемских яслях рождается кроткий Младенец Христос, беспредельно любящий этот погибающий во грехах мир. Рождается для спасения всего мира.


Тропарь праздника:
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Перевод:
Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!