Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Печать E-mail

 

Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти (33 псалом)

Тропарь праздника: Во Иордане крещающуся тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

По-русски:
(Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особой ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (свидетельства Бога Отца). Явившийся Христос Бог и просветивший мир, слава Тебе!).

В православной традиции сегодняшний праздник имеет три именования: Крещение Господне, Богоявление и Просвещение. Каждое из этих именований содержит особый смысл нынешнего события.

Иисус Христос принял крещение в водах реки Иордан в возрасте 30 лет. Перед вступлением Его на путь служению во спасение мира, Богом был послан пророк Иоанн Предтеча, предшественник, "посланный приуготовить пути Бога". Иоанн Предтеча был всего на полгода старше Иисуса, однако он понимал и принимал божественное происхождение Христа. Он говорил своим ученикам, спрашивавшим: не он ли и есть тот Мессия, которого ждут израильтяне для своего избавления? - что он крестит лишь водой, но грядет сильнейший его, который будет крестить огнем и Духом Святым, и он недостоин даже понести обувь его и завязать ремни на его сандалиях.

Когда Предтеча крестил людей в водах реки, к нему пришел и Иисус Христос, чтобы тоже принять таинство крещения. Иоанн Предтеча остановил Господа и произнес: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне"? Но Иисус настоял на необходимости крещения, для того, чтобы "исполнить всякую правду" (то есть заветы пророков иудейских), а также - "водами погребсти человеческий грех", как говорил преподобный Иоанн Дамаскин, и подать всем грядущим поколениям образ и пример крещения.

Праздник Крещения именуется также Богоявлением, поскольку именно при этом таинстве были явлены все три ипостаси Троицы, - Бог Сын, Иисус Христос - крестился во Иордане, Бог Отец голосом свидетельствовал, - "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мк., 1, 11), и Бог Дух Святой, - сошедший с небес на Христа в виде голубя. "И в те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от Иоанна в Иордане", - читаем мы в Евангелии. Ему не в чем было каяться, Ему незачем было принимать крещение покаяния. Иоанн Креститель пытается остановить Его, но слышит, что именно "так надлежит нам исполнить всякую правду". Принимая крещение от Иоанна, Христос отождествляет Себя со всеми грешниками, нуждающимися в прощении, возрождении и спасении. Погружаясь в воды Иордана Он "берет на Себя грех мира" (Ин.1,29), чтобы искупить и возродить тех, кто способен пережить подлинное покаяние, ощутить жажду обновления. Это и будет исполнением Божией Правды, тем божественным оправданием, к которому устремляли свой взор великие библейские пророки дохристианской эпохи. И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Реальность божественной жизни, непроницаемой и неизреченной, сокрытой от всякого человека, в эту минуту раскрывается перед Ним. "И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1, 4-11)". Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа. "Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве Небесное", - говорит Господь в Евангелии. Православное Таинство Святого Крещения - это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это Крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.

Великая Агиасма
В переводе с греческого языка агиасма - святыня.

Так называют воду, освященную по особому чину. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое – только навечерие (18 января) и  в сам праздник Крещения Господня.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Крещение Господне освятило само естество воды. Пить великую агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить - в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно окроплять жилище.