АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ Печать E-mail

 

Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти (33 псалом)

Апостол и евангелист Иоанн, названный Богословом, был сыном галилейского рыбака Заведея и Саломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Родители его были люди благочестивые, жившие ожиданием Мессии, еще в отрочестве они обучили Иоанна Моисееву закону. Святой Иоанн с детства помогал отцу в его трудах по рыболовству и торговле. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества. Мать Иоанна, Саломия, согласно преданию – дочь святого Обручника Иосифа, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

Товарищами и единомышленниками Иоанна были жители той же Вифсаиды, святые братья Петр и Андрей, впоследствии также святые Апостолы. Они вместе слушали проповедь Иоанна Крестителя и стали его учениками, хотя не оставляли еще ни своего дома, ни своих занятий. Услышав свидетельство Иоанна Крестителя о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, Иоанн Богослов вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем (Ин. 1:35-40). Однако, постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом (Мф.4:21; Мк.1:19).

Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.9:51), видел преображение Господа (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28), слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы (Мк.14:33). Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса (Ин. 13:25). Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

Апостолу Иоанну Богослову были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был успокаивать их, как несогласные с духом нового учения:

Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54 - 56)

Апостол Иоанн Богослов был одним из первых свидетелей Воскресения Спасителя. А после Вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви (Гал. 2:9) и большую часть времени пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее Успения начинает проповедовать в других странах.

Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём. Шли годы, все апостолы из двенадцати уже приняли мученическую смерть за свою веру, только апостол Иоанн оставался в живых и продолжал проповедовать. При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, по словам Христа перед Вознесением: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры - о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово» (Ин. 1:1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). Главная мысль в его посланиях - христианам надо научиться любить: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8). Являясь для окружающих примером любви, апостол Иоанн заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. Любовь является главной особенностью духовного облика апостола Иоанна Богослова. Весь жизненный путь апостола - служение Любви.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

Апостол Иоанн Богослов пережил всех своих собратьев апостолов и скончался уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. До последних дней своей жизни он собирал вокруг себя учеников и передавал им основы учения Христова. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!»

Когда остальные ученики услышали эту историю, и решили раскопать место захоронения учителя, могила оказалась пустой. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Поводом же к возникновению такого предположения послужили слова, сказанные Спасителем незадолго до Его вознесения. На вопрос апостола Петра, что будет с апостолом Иоанном, Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (второй раз), что тебе до того, ты иди за Мной». Апостол Иоанн замечает в своем Евангелии по этому поводу: «И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет» (Иоан. 21:22-23).